Pavel S.Vorontsov (li_bao) wrote,
Pavel S.Vorontsov
li_bao

Category:

Хроника арканарской резни или "Ты еси Бог, творяй чудеса!"

Посмотрел "Трудно быть богом". Все же правильно Герман его хотел назвать "Хроника арканарской резни". некоторые мои соображения по этому поводу ниже, если хотите - читайте.

Фильм стоит того, чтобы его посмотреть, однозначно. И еще - его можно смотреть, в том смысле, что смотрится фильм, не смотря на тяжелую атмосферу происходящего и непривычный германовский киноязык, достаточно легко, не через силу. Как этого удалось добиться мне непонятно. Наверно - живописностью каждого кадра. Ожившие картины Босха, рисунки Леонардо и гравюры Кранаха.

Полное ощущение документальности. Они все настоящие. Румата, Арата, Сурен, Кондор, Кира, дон Пампа, все. Они живут и умирают в кадре.

бесславная кончина барона
бесславная кончина барона

Интересным и важным мне показалось, как Герман трактует божественность Руматы. Поначалу непонятно почему, цитируя Пастернака Сурену, благородный дон мучительно затыкается после слов "на меня наставлен сумрак ночи". Потом догадываешься - дальше непереводимо. Не только и не столько "тысячью биноклей ..." (в Арканаре нет биноклей), но особенно "если только можно, авва, Отче, чашу эту мимо пронеси". Герман просто тычет зрителя носом в проблему, как Румата начальника стражи в лохань (рыба любит молоко), заставляя благородного дона дважды наступить на эти грабли и изрядно при этом помучиться.

Бог, которым трудно быть, - это языческое божество. Много, но не все могущее. Такое, с которым можно договориться, от которого можно родить (у меня в животе внук бога). Арата торгуется не с благородным доном, но с богом. Он же провацирует гнев божий на черных (и на свою погибель). Будах, разуверившись в человечестве, предлагает божеству "истреби нас или оставь в покое". На что Румата говорит - "Сердце мое полно жалости". Жалости. Не сострадания.



Так же, как аборигены, трактуют себя сами прогрессоры. У Германа это кучка безмерно уставших фриков, которые не знают уже толком что и зачем они тут делают. Жалкий отряд много- но не все- могущих языческих богов, не понимающих где тут возрождение. Оно должно бы быть, но его нет. Кого тут спасать и как? Ведь и на Земле Возрождение - один из самых кровавых периодов европейской истории. Но там оно оставило след в искусстве, архитектуре, политике, философии, а тут - хрен. Только кровь и дерьмо. В чем подвох?



Подвох... Не знаю, может я и ошибаюсь. Но в фильме черные монахи (в рясах, как положено) творят свои дела "Во славу ордена, именем его". Герман не оставил оригинальное "во славу Господа". Румата вспоминает Господа только перед тем, как начать резню, прося не допустить. Но Он не останавливает благородного дона... В нем нет сострадания, он не готов умереть и воскреснуть с этими людьми, для Руматы они просто материал для полевого исследования. Хотя и вызывающий жалость.

На Земле в самые ужасные времена были люди, сознававшие свое единение с Ним и готовые добровольно пройти Его путем. Может быть именно поэтому эпоха Возрождения (не смотря на свою богоборческую энергию) оставила такой глубокий след в истории человечества. Ты еси Бог, творяй чудеса. Даже из вот этого вот праха, вывороченных кишок, пепла сожженных на кострах, крови, перемешанной с грязью, Ты можешь делать то, чего не может самый умудренный и вооруженный технически человек.

На Тебя только и уповаю.
Subscribe

  • Чудны дела твои, Господи!

    Вижу в ленте подзамочную запись от одного из френдов. Автор жалуется и просит поддержки. Ситуация неприятная, автора пытаются развести какие то…

  • Results of the EUROPEAN KUKAI 2021

    Меж тем подведены результаты европейского кукая. Как обычно выкладываю результаты со своими убогими переводами и комментариями.…

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад! Ничего не меняется.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments