Pavel S.Vorontsov (li_bao) wrote,
Pavel S.Vorontsov
li_bao

Гелиоцентрическая система мира в допетровской России

Оригинал взят у partizan_1812 в Гелиоцентрическая система мира в допетровской России
С некоторым запозданием делаю перепост интересной заметки, содержащей очень любопытные сведения об астрономических знаниях на Руси в 17 веке, в частности, о том, что гелиоцентрическая система была хорошо известна и пользовалась достаточной популярностью, чтобы украсить соответствующими схемами интерьеры царского дворца в Коломенском.

Не то, чтобы это имело какое-то особенное значение в борьбе всего хорошего против всего плохого, но факт этот весьма активно свидетельствует против идеи о стране вечно спящих медведей на велосипедах, которые зарабатывают пропитание тем, что показывают в цирке аттракцион "казнь еретика-книгочея".

Оригинал взят у enjinrer в Гелиоцентрическая система мира в допетровской России
Хочу предложить вашему вниманию материал, который может быть полезен по многим причинам. Не буду утверждать, что эта информация специально замалчивается, но достаточно удивительно, что, как говорится, в широких массах эти факты известны мало.

Оригинал взят у enjinrer в Гелиоцентрическая система мира в допетровской России
Два года назад написал у себя сообщение о том, что во дворце Алексея Михайловича в Коломенском потолковая роспись в одной из комнат представляет из себя изображение гелиоцентрической модели мира. Из чего выходило, что в 17 в., в то время, когда в католической Европе гелиоцентризм находился под запретом, в России он не был сочтен какой-то ересью или крамолой!
Оставалось, правда, одно сомнение: как известно, дворец этот был разобран около 250 лет тому назад, и только недавно воссоздан. И, может быть, художники-восстановители потолки расписывали весьма произвольно и такого изображения не было на самом деле во времена царя Алексея?

И вот, нашлись веские доводы в пользу того, что такое изображение скорее всего имело место быть!

"На потолке дворцовой столовой царя Алексея Михайловича в 1662 г. была нарисована огромная картина, изображавшая знаки зодиака, планеты и их сферы со всеми подробностями, звезды и кометы, эклиптику и другие линии, рассматриваемые в математической астрономии. Эту картину в 1688 г. скопировали для столовой царицы Софьи Алексеевны, а затем и для других царских палат. Были и другие картины астрономического содержания, в том числе в палатах знаменитого Коломенского дворца, бывшего чудом русского деревянного зодчества. Астрономические картины писали мастера Иван Мировский, Степан Петров, Андрей Павлов, Юрий Иванов и Иван Безмин. Мастер Карп Золотарев написал красками на большом листе бумаги копию с картины, находившейся на потолке царской столовой, и, возможно, по ней Петр I в детстве знакомился с астрономией" (Б.А. Воронцов-Вельяминов. «Очерки истории астрономии в России»).

Итак, астрономические изображения в Коломенском дворце были. Правда, может они представляли старый-добрый геоцентризм, а про гелиоцентризм в то время в нашей стране никто и слыхом не слыхивал? Оказывается, достоверно известно, что знакомство русских с теорией Коперника состоялось ещё до постройки дворца. О человеке, чьими усилиями это произошло, и пойдет речь ниже.

Примерно в 1655 году насельник Чудова монастыря иеромонах Епифаний (Славинецкий) в месте с двумя другими, неизвестными монахами осуществил перевод "Космографии" Иоганна Блеу, изданной в 1645 году (т. е. всего-то десятком лет ранее!) в Амстердаме.  Озаглавлен перевод был как "Зерцало всея вселенныя или Атлас новый".



В этом труде "излагаются обе системы, сначала птолемеева, потом коперникова, в таких выражениях: «Иже суть втораго разумения, еже древле Пифагорий, Аристарх Самийский и прочие много прежде лет Аристотелевых Гиппарха и Птоломей держаху, и юже прежде лет близ ста в мир паки произведе Николай Коперник, и ныне изящнейшие вси математики подражают: Солнце (аки душу мира и управителя вселенные, от него же земля и вси планеты светлость свою приемлют) полагают посреде мира недвижиму. Меркурия же на первом крузе...», и далее идет перечень планет, с указанием времени их обращения, и прилагается чертеж-план коперниковой системы." (Святский Д.О. "Очерки истории астрономии в Древней Руси")

Следует сказать, что иеромонах Епифаний был не каким-то "подпольщиком", а достаточно значимым церковным деятелем своего временем, сподвижником патриарха Никона. Более того, автор изданного АН СССР труда "Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России" Б.Е. Райков полагал, что упомянутый перевод был осуществлен по инициативе самого Патриарха!


На картине художника Алексея Кившенко иеромонах Епифаний (Славинецкий) - одна из центральных фигур, изображен стоящим справа, в черной мантии. (Иллюстрация с сайта http://www.foma.ru).

Конечно, с появлением "Зерцала всея вселенныя" гелиоцентризм ещё не стал "парадигмой" в России. Труд Епифания не получил слишком широкого распространения.
Тем не менее, в сухом остатке мы имеем:

- гелиоцентризм был известен в России уже в XVII веке, ещё в допетровское время;
- теория Коперника не почиталась у нас за ересь;
- первыми гелиоцентризм в Россию принесли "попы",

как бы это не рвало шаблон у воинствующих атеистов ;)



Tags: Церковь, история, ссылка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments