Pavel S.Vorontsov (li_bao) wrote,
Pavel S.Vorontsov
li_bao

Categories:

В школе вводить обязательные курсы "Гламурики", "Сексоники" и "Ресторановед

Оригинал взят у metanymous в В школе вводить обязательные курсы "Гламурики", "Сексоники" и "Ресторановедческой географии".
Оригинал взят у sl_lopatnikov в О романе Достоевского "Братья Стругацкие" и маршале Баратынском.

Достоевский и братья Стругацкие,
или 26 встреч с золотой молодежью


Автор: В.Легойда.

— Девушка, назовите, пожалуйста, романы Достоевского.
— Преступление и наказание.
— А еще?
—  Я только это читала.
— Я Вам помогу. Очень известный роман. Первое слово «Братья…»
—  Точно (хлопает себя по лбу): Братья Стругацкие!..

Это не анекдот. Такой диалог состоялся у меня с абитуриенткой одного из лучших вузов страны в начале июля на собеседовании, которое мы, слава Богу, пока можем проводить, несмотря на костлявую руку всеобщей ЕГЭизации.
За несколько часов работы мы с коллегой успели пообщаться с двадцатью шестью выпускниками разных школ России. Конечно, не ахти какая выборка, но кое-что сказать можно. Пожалуй, первое — то, что вышеприведенный диалог не относится к курьезам вступительных экзаменов —в копилке у каждого преподавателя есть не менее смешные (точнее, трагикомичные) истории. В этом году 26 встреч равнялись 26 курьезам. Или почти 26-ти.


К «братьям Стругацким» могу добавить не уступающий по художественной силе диалог, начавшийся с заявления абитуриентки о том, что она очень любит и глубоко изучает Достоевского. Обрадованные, но уже наученные горьким опытом, мы осторожно попросили назвать романы великого писателя. Глубокое изучение выражалось в глубокомысленном «Ээээээ…» Далее последовало:

— Ну, вспомните! «Воскресенье», например, кто написал? (Согласен, не совсем честно, но «препод» — тоже человек.)
— Достоевский!
—  А «Портрет Дориана Грея»?
—  Нет, это Бредбери написал. Кажется...

Молодец. А ведь многие и фамилии такой не слышали — Бредбери. В общем, из 26 человек лишь один смог назвать больше трех романов Достоевского, трое или четверо — хотя бы один роман Л. Н. Толстого, помимо «Войны и мира». Никто (!) не смог даже приблизительно идентифицировать Д. С. Лихачева. От ответов на вопрос о том, кто такие Бахтин и Аверинцев стыдно становилось уже преподавателям. Про то, что мы с коллегами читали на следующий день, проверяя письменные работы, говорить не очень хочется… Ограничусь одной цитатой из работы, изложенной в художественной форме: «За свои 16 недолгих, но сытых лет Танюха так и не поняла, что пить алкоголь вообще вредно, а “Ягуар” — тем более…»

Следующее, что стоит отметить в абитуриентах-2012 — отсутствие ориентации в истории. Точнее, в хронологии. Ни один (sic!) — а спрашивали из принципа практически у всех, — не смог назвать правителей России от Сталина и до наших дней. Пожалуй, самым смелым и оригинальным было утверждение, что эстафету управления Советский Союзом у Сталина принял… Ленин! На наш вопрос, а не помнит ли уважаемый абитуриент, кто стоял во главе партии большевиков в октябре 1917 года, немного озадаченный абитуриент медленно произнес, что, «кажется, тоже Ленин». Потом быстро взял себя в руки. «Получается, Ленин два раза был?» — уточнили мы. «Получается, да», — уже без тени сомнений бодро ответствовал борющийся за право носить имя студента. (Вспоминается классика советского кинематографа: «Выходит, у Вас два
мужа? — Выходит, что два!») Еще из запомнившегося: «В конце 1980-х Америка  сбросила атомную бомбу на Хиросиму, после чего была образована ООН...», «После  смерти Сталина правили Брежнев, потом в 70-х годах Горбачев, потом Ельцин, который и был последним советским президентом».

Самой безобидной, на мой взгляд, в интеллектуальном ориентировании абитуриентов была неспособность различать политических духов, то есть, разбираться в политико-правовом устройстве государства российского. Вопрос о том, какими органами государственной власти представлены в нашей стране три ветви этой самой власти, половину абитуриентов ставил в тупик, а у остальных будил бурную фантазию. «Дума — это орган исполнительной власти, в котором заседают ми
нистры» был не самым интересным ответом, уверяю вас.

В популярном среди молодежи Интернет-сервисе Твиттер страничка Ф. М. Достоевского пользуется большим спросом. Длина сообщения в Твиттере не может превышать 140 символов.

Когда от отчаяния мы с коллегой переходили на просто: «назовите полководцев ВОВ» или «кто такие передвижники, “Могучая кучка”» и проч., то следовавшие ответы быстро превращали нашу беседу в знаменитый разговор доктора Ватсона с Шерлоком Холмсом в начале славных дел… Помните, гениальное у великого сыщика: «Коперник? Знакомая фамилия…» Но если английский детектив мотивировал свою забывчивость тем, что не мог позволить себе забивать голову ненужной
информацией, то нам в 26-ти случаях так и не удалось выяснить, чем наполнены светлые головы наших собеседников, ничтоже сумняшеся причислявших к советским маршалам периода Великой Отечественной наряду с Жуковым также Багратиона и Баратынского...

После пережитого впору сделаться мизантропом, но, во-первых, христианам это не показано, а, во-вторых, перед нами сидели не какие-то интеллектуальные маргиналы, но обычные (и, простите, далеко не самые плохие) дети. Весьма прилично сдавшие ЕГЭ, готовившиеся к собеседованию… Хорошие дети, в общем. Но если в прошлом году после такого собеседования мой вывод был «у нас нет школы» (да не обидятся на меня те, кто самоотверженно и честно совершает подвиг учительства), то в этом году к этому добавилось еще «у нас нет семьи». Ну о чем-то же родители говорят дома? С детьми, друг с другом. Ну какие-то книги в квартирах имеются. Электронные, аудио или еще какие-нибудь. Каковы сегодня фоновые знания тинейджеров? Не дают ответа.

Я не склонен считать, что «в наше время трава была зеленее, а люди начитаннее». Просто времена меняются, а мы пытаемся остаться прежними, что в чем-то хорошо, а в чем-то и не очень. Во-первых, серьезной проблемой является разрыв в линейном способе получения знаний, к которому привыкли поколения преподавателей, и новыми способами, давно ставшими реальностью для молодежи, но остающимися terra incognita для старших. И этот разрыв все больше будет давать о себе знать, если мы не вступим в диалог, понятный обеим сторонам.

Во-вторых, предыдущий вывод не отменяет того, что есть некие культурные константы, которые нужно усваивать — вне зависимости от способа получения знаний. В-третьих… В третьих, очень важным является вопрос: а что такое знания в современном мире? Не праздный вопрос, который все острее встает и перед философией науки, и перед практикой школьного и вузовского образования.
 
P. S. Друг, с которым мы проводили собеседование, позже сообщил, что, когда он гневно рассказывал товарищам на работе про «все это», некоторые коллеги (лет 20-25) искренне недоумевали: что за странные вопросы. А одна даже была уверена, что бомбу на Хиросиму действительно сбросили в 80-е годы.

P. P. S. А первое, что сделал я, вернувшись домой, это провел несколько разъяснительно-обучающих бесед со старшей дочкой Лизой (4 года), посвящая ее в имена и названия книг любимых писателей. Результатом чего через пару дней стал такой диалог:
— Папа, а он в Царствии Небесном…
— Кто?
— Твой любимый писатель, Достоевский…
— Откуда ты знаешь?
— А его отпевали…

Что тут скажешь? Достоевщина, дорогие братья Стругацкие!

PS. Отсебятина от С. Лопатникова

"И это только начало, Лёня"...

Я уже упоминал мою дискуссию с американским специалистом в области физики полимеров, который объяснял мне, что невесомость, которую испытывают космонавты свидетельствет о том, что в космосе нет гравитации.

Я могу рассказать, как американский профессор объяснял мне, что "британские ученые" доказали, что американцы толстые из-за кондиционеров - так как из-за кондиционеров они недостаточно потеют. После моего предложения проверить это экспериментально в Якутске и объяснения где это и что это.. получил ответ типа: "У русских такая странная анатомия..." Ну и про шапку и уши...

А вообще, роман Достоевского "Братья Стругацкие" мне понравился. Особенно идиот Мишкин. Даром что граф, а пройдоха хоть куда. Но нечего ему было бабку мочить.

PPS от Лопатникова. Подумалось...

"Нелинейное получение знаний" - это, вероятно, методика обучение молодежи теоретической физики через рок-оперу "Четвертый том Ландавшица", а химии с помощью рекламного клипа "Аб-иницио. Гауссиан-1". Неплохо может пойти оперетка по либретто Фейнмана, играющего на барабане. А о ботанике пусть ботаны думают.

Впрочем, вместо литературы и физики в школе впору вводить обязательные курсы "Гламурики", "Сексоники" и "Ресторановедческой географии". А то совесткая школа учила совершенно бесполезным вещам, а реальных пацанов из фарцы и в грош не ставила.





Вот поэтому мои дети учатся в Православной гимназии, где истории, литературе, культуре уделяется много времени и внимания. Тима уже почти всего Достоевского перечитал, хотя Войну и Мир пока ниасилил.
Subscribe

  • Футорка

    Практическая польза покупки посудомоечной машины: узнал новое слово сантехническое.

  • Так и думал.

    Я, собственно, сперва комментарий со своим недоумением в жж scholast оставил. А сегодня вот ещё один решил, уже под следующим постом. Ан…

  • Весна наверное

    Сегодня, как обычно в пятницу, приехал из города и собрался было пойти на наброски, да завернул в ближайшую кофейню. "Белый стриж" называется, очень…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Футорка

    Практическая польза покупки посудомоечной машины: узнал новое слово сантехническое.

  • Так и думал.

    Я, собственно, сперва комментарий со своим недоумением в жж scholast оставил. А сегодня вот ещё один решил, уже под следующим постом. Ан…

  • Весна наверное

    Сегодня, как обычно в пятницу, приехал из города и собрался было пойти на наброски, да завернул в ближайшую кофейню. "Белый стриж" называется, очень…