Pavel S.Vorontsov (li_bao) wrote,
Pavel S.Vorontsov
li_bao

В неделю торжества Православия

Как-то неожиданно возникли переклички между двумя совершенно разными текстами, интервью игумена Филиппа

Православие и мир
Игумен Филипп (Симонов): О Церкви и обществе, власти и экономике

Перечислим наиболее чаты противполмтавлени Религия никак не влияла на экономику - Отец Филипп, оказывала ли религия влияние на экономическое развитие России? - Когда? Если мы будем говорить о периоде, начиная с 1917 года по настоящее время, то должны сразу сказать: никакого влияния на государство, тем более на сферу экономики никакие религиозные представления - ни христианские, [...]



и рассуждений блогера-атеиста: http://vidjnana.livejournal.com/554612.html

Пишу для себя в основном, чтобы просто мысли остались, поэтому если не хотите - не читайте.

И тот и другой пишут о Церкви как социальной организации, некоем сообществе, которое живет в обществе людей, взаимодействуя с другими институтами и выполняя функции социального института. Что бросается в глаза - для уважаемого блогера на этом и заканчивается вся сущность церкви и собственно ее рассмотрение. Он считает такой взгляд логичным и последовательным. Следует описание церкви в "экономических" терминах:

Что же касается так называемых "прихожан", даже "воцерковлённых", то поскольку никаких официально закреплённых отношений с данной общественной организацией у них нет, они - для неверующих - и не являются членами РПЦ. Их можно условно рассматривать как потребителей ритуальной или пропагандистской продукции РПЦ

Весь пафос рассуждений vidjnana именно в этом - мы с верующими говорим на разных языках и потому никогда не поймем друг друга. Я с ним согласен, не поймем, и вот почему. Такой подход начисто лишает смысла всякий конструктивный разговор о церкви, здесь ради "объективности" из рассмотрения исключается очень важное обстоятельство, на котором зиждется Церковь и которым оно удерживается. Любовь.

Это как при рассмотрении семьи исключить из рассмотрения любовь. Останется экономическая ячейка, создваемая и удерживаемая исключительно из экономических соображений. Этакий марксистский подход. Не то, чтобы такой подход был вовсе не нужен или не правомерен. Просто таким рассмотрением не исчерпывается все, связанное с семьей. Нельзя будет объяснить что связывает супругов, на чем держится связь поколений, как взаимодействуют дети и родители. Любовь - внеэкономическое понятие, я не встречал ни одной экономической системы, которая могла бы описать это явление взаимодействия людей в рамках взаимовыгодного обмена.

Точно так же и в Церкви. Совершенно неясно с какой стати эти люди берут на себя какие-то социальные функции (образования, медицины, призрения неимущих), как оно внутри устроено, почему сохраняется феодальная структура управления и подчинения, на каком основании подчиняются одни и употребляют власть другие, отчего Церковь награждает медалями сомнительных личностей и не зовет народ на баррикады и т.д.

Вообще-то конечно разговор о церкви как социальном институте возможен и нужен и критика "внешних" необходима для самой Церкви. Вот только подход с "экономической" меркой к Церкви не всегда правомочен. Экстраполяция эгоистических мотивов на действия церковных людей, поиск непременной экономической выгоды для служителей церкви или социального института как такого может и должна привлекаться только как часть анализа, а не основной его инструмент.

Как-то так. Можно начинать кидать в меня камни.


Игумен Филипп между прочим очень интересные вещи говорит, настоятельно рекомендую почитать всем. Вот например:

Сейчас все непрофильные активы с государства сбрасывают, чтобы минимизировать бюджетные расходы. Я не очень понимаю, если говорить с позиций экономиста, как это может быть осуществлено с точки зрения современной Конституции, где написано, что РФ есть социальное государство.

Если мы убираем из бюджета здравоохранение, которое все более и более становится платным, образование, которое все более и более становится платным, если мы перекладываем на население расходы по пенсионному обеспечению, которое все более и более становится не государственным, а частным, и т. д., то в чем социальность этого государства?

Не поменять ли нам Конституцию, чтобы поставить все точки над i? Или, может, нам надо что-то другое в консерватории заменить, чтобы принцип конституционной социальности был воплощен, а не разрушен государственными властями.
Tags: Церковь, ссылка
Subscribe

  • Старые песни на новый лад

    Бессонница, redme, устойчивый канал. Я ленту Instagram прочел до середины Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

  • Лето, налитое всклень

    Жёлтый лист кружится сонный, Лёгкий ветер, тёплый день. Погляди - в моих ладонях Лето, налитое всклень. В синем небе лунный окунь Чешуёй блестит…

  • Внезапно

    При проведении ремонта откуда то со шкафа упал на меня диск с разной музыкой, в том числе — Щербакова. Ну я как бы решил, что это знак свыше, слил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments