Хотя я не об этом хотел сказать. Так получилось, что впечатление от этой книги наложилось у меня на поездку в Ложок. Там был лагерь, СИБУЛОН, ОЛП 4. Всесоюзный штрафной. Говорят, что зк-зк на Колыме со страхом произносили это название.
Так вот. Охранники, обслуга этого лагеря, до сих пор живут тут же. А бывшие начальники наверняка на заслуженной пенсии, если живы конечно... Они тут, рядом. Зачастую - в соседних подъездах с бывшими зк. И те и другие наверняка уже глубокие старики. Мое отношение к ним сложно описать. Я не могу их судить. И даже не потому, что они старики и сейчас могут вызвать только жалость. Не было в нашей стране такого же процесса широкого осуждения прошлого, как в Германии. Не было процессов над начальниками, охранниками, надзирателями. И тут еще вопрос так ли уж они были нужны, такие процессы. То есть исходя из принципов общей справедливости они были необходимы, каждый преступник должен получить по заслугам... Но для нашей системы это означало бы просто переход человека на другую сторону колючей проволоки и его мучительная смерть там. Это только в социальных утопиях физическое устранение всех плохих парней сразу приводит к изобилию и всеобщему счастью. Наш путь как всегда не правильный, не цивилизованный, болезненный. Россия медленно переваривает эту боль. Она не уходит.
Я знаю несколько людей, у которых деды-прадеды были охранниками. Достаточно милые люди. Но вот жизнь у них почему-то у всех не складывается. Может в этом их искупление?