Pavel S.Vorontsov (li_bao) wrote,
Pavel S.Vorontsov
li_bao

из бесед

В воскресенье о.Борис на лектории для родителей гимназистов очень интересно говорил о церковных ограничениях и "либерализме". Задали ему вопрос о том, что многие девушки в храме с непокрытыми головами. А он и говорит - сделать набор запретов, простых и понятных (и даже полезных) - проще простого. Вопрос в том, к чему это может привести. Когда внешнее опережает внутреннее - это плохо. Платок на голове у женщины - уподобление кротости и смирению ангелов - кто из вас может сказать, что ваша дочь кротостью и смирением подобна ангелу? А потом задали ему вопрос про раскол и о.Борис начал говорить совсем уж интересные вещи. Что раскольники попытались кодифицировать веру Церкви. Зафиксировать. Двоеперстное крестное знамение - это правильно и в нём заключена правильная вера. Более того, попытки кодификации веры как правило оканчивались расколом. У протестантов таким кодом является Писание, у католиков - власть Папы. Между тем вера не там и не там. То есть она и везде. В Писании. В предании, трудах святых отцов. В строе службы. В самой службе. В молитве. В обрядах. В иконах. Но нигде - в полноте. Полнота веры - во всём этом многообразии, в совокупности, но не в частях. Как только одну часть отделяют и говорят - вот тут вера, всё остальное ложно - наступает коллапс, возникает раздор. Святые отцы очень много писали о крестном знамении, но нигде никто не указывал как оно должно производиться - слева направо, справо налево, двумя, тремя, пятью перстами и т.д. Просто потому, что такая фиксация приведёт неизбежно к сохранению частности в ущерб общему и более важному.

Интересно, что всё это как-то перекликается с книжкой, которую сейчас читаю. "Даниэль Штайн, переводчик" Улицкой. Судьба католического священника и монаха, еврея в Израиле, взаимоотношения разных религиозных концепций и христианских деноминаций, экуменизм, судьбы людские. Даниэль в своих поисках "того, во что верил равви (Христос)" пришел к тому, что начал опускать сивол Веры во время мессы. И объяснял это тем, что Троица - это греческое нововведение, оно не нужно еврейским христианам, это какое-то ненужно нагромождение. Я пока не дочитал до конца и у меня много всяких сложных мыслей по поводу этой книжки, но вот эти его доводы я никак принять не могу. Мне сложно представить себе христианство без Троицы. Похоже, что Даниэль кодифицировал веру в виде Иисуса-раввина, учителя и великого сына еврейского народа. То есть Иисус для него не только великий еврей, но всё же это - главное и основное.

Я пришёл к христианству во многом через и благодаря Символу Веры и считаю его необходимым элементом веры, неотъемлемой частью.
Tags: христианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments